СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА-МИЛЛИОННИКА

Формирование финансовых инструментов является одной из основных задач региональных целевых программ, направленных на поддержку малого предпринимательства в Мурманской области. В настоящее время в области созданы и реализуются несколько инструментов финансовой поддержки. За эти годы специалистами фонда накоплен большой опыт по работе с предпринимателями, по отбору и подготовке инвестиционных проектов, привлечению финансовых ресурсов и организации инвестиционного финансирования. Однако широкого развития этот инструмент не получил ввиду недостаточного объема кредитных ресурсов, которыми располагает ФОРМАП. Кредитование осуществлялось за счет средств областного бюджета, предоставленных безвозмездно в году, а также кредитов областного бюджета, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, коммерческих банков и негосударственного пенсионного фонда, полученных под гарантии муниципалитетов. В итоге фонд ежегодно предоставляет займов инвестиционного характера на сумму млн. В ходе проекта были обучены специалисты, приобретена методика и компьютерная программа учета операций микрокредитования, создано три филиала ФОРМАП, которые предоставляют займы предпринимателям городов Апатиты, Кировск, Полярные Зори, Мончегорск и Оленегорск.

Информация для субъектов предпринимательства

Для минимизации этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования. Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные межрегиональные , отраслевые межотраслевые и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Был принят Федеральный закон от

Доля малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь – это около 24 процентов . Финансовые инструменты государственной поддержки субъектов малого фонда финансовой поддержки предпринимателей выражаются в виде предоставленных кредитов субъектам МСП, в основном кредиты.

Для законодательного обеспечения нормального развития и эффективной деятельности МП на различных этапах социально-экономических реформ, происходящих в России, необходима разработка правовых актов, охватывающих основные вопросы деятельности малого предприятия и его взаимодействия с органами власти всех уровней, с институциональными структурами, судебными и правоохранительными органами. При этом система этих актов должна воспринять в себя наиболее эффективные и прогрессивные элементы рыночного законодательства стран с устоявшимися традициями содействия малому предприятию в условиях цивилизованной рыночной экономики.

Начиная с г. Но среди них не было ни одного специального закона. Непосредственно на поддержку малого предпринимательства были направлены постановление союзного правительства от В котором дано определение малых предприятий, исходя из показателей предельной численности занятых по отдельным отраслям; предусмотрена возможность установления для МП налоговых льгот, применения механизмов ускоренной амортизации основных фондов, создания фондов финансовой поддержки малых предприятий за счет бюджетных средств.

Началом практической работы в этом направлении можно считать принятие Указа Президента РФ от Постановлением Правительства Российской Федерации от 1. Постановлением Правительства Российской Федерации от

Раздел 1. Общие положения Комментарий: Описываются основания для разработки стратегии, место стратегии в системе стратегического планирования и направления применения стратегии при принятии государственных решений в сфере развития малого и среднего предпринимательства, принципы государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства:

финансы», Финансовый университет при Правительстве РФ ( Владикавказский . ность применения маркетинга, планирования, организации, мотива- анализированы меры финансово-кредитной поддержки малого и В-третьих, бизнес-план зачастую используют как инструмент.

Концепция нацелена на: Общие положения Уровень развития малого предпринимательства является одним из важнейших показателей социальной ориентации современной рыночной экономики. Малое предпринимательство в Российской Федерации за 15 лет своего развития заняло определенное место в национальной экономике. В России действует тысяч малых предприятий и более 4 млн. Малый сектор российского бизнеса уже выполняет свою социально — экономическую роль. С его помощью решаются ключевые проблемы экономики: Созданы определенные начальные условия для самореализации в бизнесе наиболее активной части населения.

О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год

Аликаева М. Аликаева, Т. Налчаджи, М. Большухина И. Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России:

В части поддержки малого предпринимательства основной принцип — поддержка должна быть не только финансовой. разъясняют базовые моменты, в том числе процедуру регистрации, получения кредита, ведения учета. Для среднего бизнеса используются те же инструменты, но не весь спектр.

Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников Поддержка в области инноваций, промышленного производства, ремесленничества, в отдельных сферах правоотношений Финансовой поддержкой согласно ст. Субсидии могут представляться как определенным категориям предпринимателей на определенные нужды например субсидии на выплату процентов по банковским кредитам ,так и на реализацию определенных проектов в порядке грантов, то есть победителям конкурсов, проводимых органами местного самоуправления.

Условия предоставления субсидий должны определятся муниципальными правовыми актами. Субсидии могут предоставляться как субъектам малого и среднего предпринимательства, так и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства- например, в виде полной и частичной компенсации кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства по пониженной процентной ставки на льготных условиях ,совместного паевого финансирования с финансово- кредитной организацией.

Бюджетные инвестиции отличаются от прочих форм финансовой поддержки взаимовыгодным характером, так как предоставление субъекту малого и среднего предпринимательства ассигнований из местного бюджета сопровождается возникновением права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного складочного капитала соответствующего юридического лица. Общий объем и условия предоставления гарантий должны быть определены программой муниципальных гарантий на очередной финансовый год плановый период в решении о бюджете.

Имущественная поддержка, согласно ст. Поддержка оказывается в различных незапрещенных действующим законодательством формах: При этом законодательством вводится ряд дополнительных требований к использованию переданного в порядке поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства имущества:

Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Казань В статье обосновывается необходимость и целесообразность государственного вмешательства в деятельность малого предпринимательства, рассматриваются основные формы, методы и механизм государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и в США. В настоящее время малое предпринимательство активно развивается во всех странах мира, а его развитие во многом зависит от государственной поддержки, поэтому изучение вопроса о мерах государств мира в отношении малых предприятий является актуальным.

Малое предпринимательство участвует в формировании бюджетов всех уровней. Согласно ряду, соответствующих отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса предоставляют рабочие места и являются дополнительным источником доходов населения.

Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, .. программ по кредитно-финансовой поддержке малого бизнеса в части В вопросах финансово-кредитной поддержки малого и среднего для адаптации и применения финансово-кредитных и гарантийных.

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Современное состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности.

Малые и средние предприятия - это 5,6 млн. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

В Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес сетует на недостаточную финансово-кредитную поддержку

Реализация программно-целевого метода на муниципальном уровне в сфере развития малого и среднего предпринимательства: Выявление инструментария на этапах входа, трансформации и выхода в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в целях определения эффективного сочетания применяемых методов в ходе реализации целевой программы. Методология и методы исследования. В качестве основного применяется системный подход, который позволяет оценить на основе синтеза взаимосвязи между отдельными элементами программы и выявить синергетический эффект.

В статье также применяются методы сравнительного анализа, классификации, а также используются вторичные результаты эмпирических исследований.

поддержки субъектов малого и среднего бизнеса к политике развития данного .. предложены эффективные методы и инструменты государственной управления при формировании и реализации государственной политики по . 5) совершенствование системы финансовой поддержки, ускоренное.

Распечатать Результаты выездных совещаний-семинаров по вопросам развития малого и среднего предпринимательства показывают, что на современном этапе одной из наиболее существенных проблем, сдерживающих эффективность частной инициативной деятельности, является затрудненный доступ к источникам внешнего финансирования.

Речь идет не только о высокой стоимости кредитных ресурсов, но и о сложности и длительности процедур кредитования. Возможности малых и средних предприятий получить банковский кредит ограничены более жесткими требованиями по предоставлению гарантий возврата из-за отсутствия достаточно длительной кредитной истории, повышенных производственных рисков и мобильности капитала.

К тому же специфическая структура активов малых предприятий, в которой минимален вклад недвижимости, увеличивает риски банков, а, следовательно, и стоимость выдаваемых кредитов. В связи с указанными проблемами место банков в кредитовании данного сектора экономики довольно незначительно. Поэтому для активизации предпринимательской деятельности и существенного повышения вклада частного сектора в достижение важнейших показателей социально-экономического развития необходимы специальные механизмы государственной поддержки, облегчающие доступ субъектов малого и среднего бизнеса к коммерческим кредитам, а также снижающие риски самих банков.

Анализ действующей в нашей стране системы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства показал наличие следующих существенных недостатков: В результате значительная часть ресурсов, предусматриваемых бюджетами областей на развитие предпринимательства, зачастую оказывается невостребованной. Так, по данным Министерства экономики, по итогам - гг.

СЕМИНАР №2

Субъекты малого бизнеса являются одним из факторов развития экономики страны и они являются важным элементом экономической системы. Благодаря им сокращается безработица, создается конкуренция на рынке товаров работ и услуг, развивается экспорт и пополняются доходы в бюджеты страны. За счет оказания государственной финансовой поддержки идет развитие их бизнеса, но нынешняя система поддержки имеет свои недостатки, которые необходимо исправлять.

В рамках проведенного исследования было определено, что наиболее эффективными мерами поддержки являются прямые кредитно-финансовые инструменты в сравнении с субсидированием затрат субъектов малого бизнеса, а также меры косвенной финансовой поддержки на основе налоговых льгот.

Основными, приоритетными направлениями развития малого бизнеса являются: малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер (паевого) финансирования с финансово-кредитной организацией. При этом законодательством вводится ряд дополнительных требований к.

Введение В Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на - годы включено создание сети региональных агентств поддержки малого бизнеса Постановление Правительства РФ от Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на - годы в дальнейшем именуется - Федеральная программа определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого предпринимательства с учетом его специфики и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном уровне и финансироваться в основном за счет централизованных источников.

Идеология Федеральной программы базируется на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических, политических и других условий. Отсутствие таких условий сделает поддержку малого предпринимательства неэффективной. Поэтому имеется в виду, что в ближайшее время будут приняты новые и скорректированы действующие нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также проведены другие меры по поддержке предпринимателей.

В Федеральной программе учитывается и тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Это вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности территориальных образований. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей развития данного региона.

В свою очередь, региональные органы государственной власти и управления должны определить направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплексы необходимых мероприятий, материально - технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников. Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий является создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост.

Федеральной программой предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне: Совокупность перечисленных направлений и мероприятий Федеральной программы должна обеспечить формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Российской Федерации.

Основные механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Актуальность темы статьи заключается в том, что малый бизнес является основой современной экономики, так как именно он в периоды постоянно меняющихся внешних условий обеспечивает гибкость и адаптивность национальной экономики, а также ее стабильное функционирование. От его состояния зависят не только темпы экономического роста, эффективность производства, динамика научно-технического прогресса, развитие конкуренции, но и многие другие аспекты общественной жизни, касающиеся проблем социального характера, а также он является важным источником налоговых отчислений в бюджет [3, с.

При этом малый бизнес больше остальных видов бизнеса подвержен риску нестабильного развития и даже банкротства, для нивелирования. Связаны эти явления с [2, . Актуальность темы статьи выражается в том, что для поддержки малого бизнеса государством, а также частным сектором, были внедрены различные финансовые инструменты, которые направлены на стабильное развитие организаций данного вида бизнеса, наибольшее применение получившие в развитых странах таблица 1. Таблица 1 Финансовые инструменты поддержки малого бизнеса в развитых странах [составлено автором] Страна.

При этом к настоящему времени в России созданы организационные и Акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего .. будет сформирован единый центр финансово-кредитной поддержки малого и бизнеса, в том числе с использованием инструментов франчайзинга.

Оба эти фактора способствовали созданию экономической базы для развития малых предприятий. Основными формами стратегии уменьшения расходов, которыми пользовались предприятия, были: Чрезвычайно малой остается доля малых предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции. Механизмы, используемые Корпорацией: Значение других источников следующее: Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры.

Инструменты господдержки в помощь малому и среднему бизнесу!